Композиторам, исполнителям, продюсерам, работникам теле- радиовещательных компаний, производителям аудио-видео и рекламных продуктов посвящается.
НА ГЛАВНУЮ
Компания “Мастер брусков” осуществляет полный комплекс работ по строительству и проектированию студий звукозаписи, эфирных, PRODUCTION, PROJECT-студий, комплексов озвучивания фильмов. Производит акустическую отделку аппаратных и студийных помещений, а также устанавливает и изготавливает сборно-разборные и неразборные дикторские (речевые) кабины, переоборудует квартиры под “домашние” студии звукозаписи, решает проблемы звукоизоляции уже действующих студий. «Мастер брусков» производит подбор, монтаж, наладку и интеграцию аудио-видео оборудования.
Контакты: +7(963)750-58-89, +7(495)728-84-58 - Мастер брусков; e-mail: bruskov@audiostop.ru
Основные понятия о звукоизоляции
Важно отличать понятие «звукоизоляция» от акустической обработки. Звукоизоляция занимается только предотвращением проникновения звуков в помещение и из помещения наружу, а акустическая обработка — это комплекс мероприятий, касающихся улучшения акустики помещения для записи и сведения музыки. Существует популярный миф, что достаточно обить стены картонными ящиками из-под яиц, и звук не будет выходить наружу. Но, к несчастью, жизнь не так проста. Этой операцией вы добьетесь только того, что укоротите время реверберации высоких частот, но совершенно не повлияете на количество звука или шума, выходящего наружу.
Звуковая энергия
Давайте сначала вспомним, какова природа звука. Звук — это вид энергии, который распространяется путем механической вибрации в газах, жидкостях и твердых веществах. Закон сохранения энергии гласит, что энергия не может просто уходить, для этого ее сперва надо перевести в другой вид. Причина, почему звук не длится бесконечно, заключается в том, что звуковая энергия поглощается поверхностями, с которыми звук соприкасается, и воздухом, через который звук проходит. При этом энергия превращается в тепло. Даже очень громкие звуки содержат относительно малое количество энергии, поэтому количество тепла, производимое рассеиванием звука в обычной студии, остается незначительным. Таким образом, главной целью звукоизоляции является преобразование как можно большего количества звука в тепло до того, как он проникнет через стены внутрь студии или наружу (в жилище соседа); Одно и то же средство, которое удерживает звук внутри, будет удерживать его и снаружи, то есть не будет позволять ему проникать в помещение. Поэтому самым простым способом звукоизоляции является хорошая прочная стена, которая будет отражать и поглощать некоторое количество звука. Есть физический закон, который стоит запомнить: если вы удвоите массу стены, вы уменьшите количество передаваемого ею звука примерно в два раза. Иными словами, каждое увеличение массы стены уменьшает проникновение звука на 6 дБ. На практике существующие резонансы снижают это значение до 5 дБ.
Низкие частоты
Другое важное правило: звукоизоляция становится менее эффективной с понижением частоты звука. При понижении звука на октаву изоляционный эффект стены уменьшается в два раза. Таким образом, толстая стена является хорошим средством для изоляции средних и высоких частот, но чем глубже бас, тем больше проблем. Это связано с тем, что ослабление звуковой энергии является частотно-зависимой. Поэтому эффективность звукопоглощения изменяется в децибелах на полосу частот от 100 Гц до 3 кГц и выше. Эта величина называется индексом звукопоглощения (Sound Reduction Index). Среднее значение может быть 45-дБ для тонкой кирпичной стены и 50 дБ для толстой стены (в два кирпича). Практически это означает, что если внутри помещения музыка звучит громко, то с внешней стороны она тоже будет слышна, хотя и гораздо тише, причем в основном будут слышны басы. Если стены вашей студии непосредственно соединяются с жилищем соседа, то громкость с его стороны будет абсолютно неприемлемой.
Двойные стены
Решение, которое довольно быстро приходит в голову — это мысль о постройке двойных стен с воздушным запасом между ними. Действительно, это дает значительные преимущества, но не такие большие, как можно подумать. Если предположить, что одна стена уменьшает громкость звука на 45 дБ, то две стены уменьшат ее на 90 дБ; на практике это получится не так:, по крайней мере если расстояние между стенами будет меньше метра. Строить такие стены было бы непрактично. Если между стенами оставлено небольшое расстояние, то воздух, находящийся между ними, зачастую отрицательно влияет на звукоизоляцию. Насколько сильно? Обычно проще сперва построить, а потом уже измерить коэффициент звукопоглощения. Известно, однако, что несколько стен с воздушными зазорами между ними на практике обеспечивают меньшую звукоизоляцию, чем одна толстая стена. Проблематичные участки помещения Основные проблемы при звукоизоляции в обычной домашней студии возникают с стенами и дверями. Несмотря на то, что реклама обещает, что двойные окна значительно уменьшают проникновение звука, это не совсем так. По-прежнему большое количество звука будет проходить сквозь них. Можно улучшить ситуацию самостоятельно, при помощи подручных средств: установка дополнительных толстых стекол с большими зазорами между ними. Можно также пойти вопреки общественному мнению и заложить окна мешками, кусками цемента или специально сделанными жалюзи. Тяжелые портьеры также способствуют большей звукоизоляции, но не являются панацеей. Удивительно большое количество звука проходит через двери. Это происходит, во-первых, потому, что двери обычно не так плотно закрываются, как окна, а также потому, что современные двери сделаны из легких материалов. Решение может заключаться в установке хороших замков, увеличении массы двери, установке многослойных дверей или двойных дверей. Если вы можете себе это позволить, то установите тяжелую деревянную дверь в плотной дверной раме.
Полы
Цементные полы до известной степени не создают проблем, даже на громком звуке, но деревянные полы мало способствуют звукоизоляции. Даже если построить настоящий «плавающий» пол, вряд ли можно ожидать, что в такой комнате можно будет играть на ударной установке, не раздражая соседей снизу. Только очень дорогой «плавающий» пол может решить эту проблему. Если вы устраиваете студию в своем собственном доме, и внизу живут понимающие люди, это одно. Но если дом полон немузыкантов, вам придется забыть о настоящей ударной установке. Звукоизолирующие потолки — очень дорогое удовольствие. При нехватке подвесных бетонных плит, деревянной технической стружки или мешков, которые можно прикрепить под потолком, наиболее эффективный способ звукоизоляции — купить пару толстых ковровых покрытий для соседей сверху и играть несколько тише. Однако если вам требуется достичь большей звукоизоляции, вы можете это сделать подручными средствами. Профессиональные разработчики студий решают проблему путем строительства отдельной внутренней комнаты, изолированной от внешних стен, полов и потолков основного здания. Однако это очень дорогое удовольствие, которое вряд ли может позволить себе домашняя студия. Если же вы располагаете достаточными средствами и площадью, вы можете сделать самодельную «комнату внутри комнаты». Технология будет описана далее. Помимо улучшенной звукоизоляции, «комната внутри комнаты» имеет то преимущество, что ведет себя более предсказуемо, когда дело касается внутренней акустической отделки. Несмотря на то, что получение качественной звукоизоляции — непростое и дорогое дело, вы можете достичь известной степени изоляции и улучшить звучание вашей студии и аппаратной, применив простой здравый смысл и знания, приведенные в этой статье. Основная концепция состоит в том, что для того, чтобы изолировать звук, требуется увеличить массу стен, установить воздухонепроницаемые заглушки на двери и использовать некоторые методы устранения внутренних отражений в помещении. Последнее очень важно, поскольку звук хорошо распространяется в твердых телах — например, в древесине и металле. Бессмысленно пытаться делать что-то еще, если ваша студия плохо звучит по причине ее неудачного расположения в неподходящем помещении. Звукоизоляция вообще подразумевает воздухонепроницаемость, поэтому надо вовремя подумать о вентиляции. Настоящий студийный кондиционер с заглушками и антивибрационной установкой стоит, пожалуй, больше, чем большинство домашних студий, поэтому придется искать какой-то компромисс.