Композиторам, исполнителям, продюсерам, работникам теле- радиовещательных компаний, производителям аудио-видео и рекламных продуктов посвящается.
НА ГЛАВНУЮ
Компания “Мастер брусков” осуществляет полный комплекс работ по строительству и проектированию студий звукозаписи, эфирных, PRODUCTION, PROJECT-студий, комплексов озвучивания фильмов. Производит акустическую отделку аппаратных и студийных помещений, а также устанавливает и изготавливает сборно-разборные и неразборные дикторские (речевые) кабины, переоборудует квартиры под “домашние” студии звукозаписи, решает проблемы звукоизоляции уже действующих студий. «Мастер брусков» производит подбор, монтаж, наладку и интеграцию аудио-видео оборудования.
Контакты: +7(963)750-58-89, +7(495)728-84-58 - Мастер брусков; e-mail: bruskov@audiostop.ru

Проектирование телевизионных студий

 

О.Р. Лубенченко
( по материалам журнала Install-Pro)

Телевизионным (ТВ) павильоном, или студией, обычно называют отдельное специально сконструированное помещение для проведения из него телевизионных трансляций либо организации в нем видеосъемок. Для упрощения применяемой терминологии далее в статье используем слово "павильон".

В статье рассматриваются основные аспекты проектирования и оснащения павильонов с точки зрения многолетней практики нашей компании по выполнению таких работ на территории РФ и стран СНГ. Цель статьи - помочь избавиться от ошибок и недочетов, устранение которых на этапе эксплуатации объекта может вылиться для заказчика в капитальную реконструкцию павильона. Данный материал будет полезен как организациям, заказывающим проектирование и оснащение павильона, так и ген- и субподрядным организациям, работающим с такими объектами.

Можно вести много дискуссий на тему, какой вид примет павильон в будущем при радикально меняющихся сегодня технологиях телевидения и аудиовидеопроизводства. Но очевидным остается факт - без человеческого участия в кадре аудиовидеопродукция и телетрансляция не смогут обеспечить их создателям высокие рейтинги и выгодные каналы сбыта. Иными словами, востребованность павильонов на рынке производства различных программ и телетрансляций с последующим их сбытом и распространением существует и будет существовать.

Размеры и пропорции павильонов, конечно, могут меняться в зависимости от технологий. Возьмем для примера виртуальные студии. Сегодня здесь нужны декорации только первого плана (например, как столы и кресла ведущих в телепередаче Дмитрия Диброва "Ночная смена", ОРТ). Крупногабаритные декорации (так называемый второй план) в виртуальных студиях генерируются мощными графическими станциями. В настоящее время такие павильоны могут размещаться на самых малых площадях. Так, корпорация FOR-A декларирует, что для их 2D/3D виртуальной системы Digistorm достаточно площади 3 x 3 м [1].

На стадии замысла (первоначальное планирование)

Трудно, конечно, представить, что идея "Нужен павильон!" случайно осеняет вас в какой-нибудь из прекрасных солнечных дней. Такие решения спонтанно не принимаются. Строительство нового павильона или модернизация имеющегося - мероприятие, крайне затратное по ресурсам. Прежде чем принять решение о задействовании всех нужных для проекта ресурсов (финансовых, технологических и человеческих), необходимо нарисовать для инвестора некую реальную картину будущего. Формальными документами такой комплексной оценки являются предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) и затем бизнес-план. Собственно уже на стадии ПТЭО инвестор (и неважно, кто выступает в его роли - ваша организация или привлеченная финансовая структура) может определить, насколько привлекателен проект с финансовой точки зрения [2].

Инвестиции в павильон могут быть как ограниченными, так и достаточными. Конечно, вне зависимости от ответа на самый важный в процессе планирования вопрос: "Какой объем денежных средств возможен для проекта", требуется вкладывать деньги и усилия эффективно. И все же определяйте свои потребности точнее, исходя из реальных возможностей.

Рекомендации в помощь первоначальному проектированию павильона

В самом начале планирования павильона ответьте на ряд принципиальных вопросов, которые помогут выстроить весь алгоритм дальнейшей работы над проектом. Типичными, требующими ответов уже на стадии планирования павильона, являются следующие вопросы:

  1. Каково функциональное назначение павильона? По назначению павильоны могут проектироваться как специализированные или многофункциональные. Многофункциональный павильон требует быстрой смены декораций и перестройки технологий. Чтобы эффективно удовлетворять требования смены производства, нужно привлечь больше персонала и/или придать павильону большую гибкость.

  2. Если павильон предполагается многофункциональным, то какова основная функция павильона и какие типы продукции планируется в нем создавать? Под типами продукции понимаются интервью, программы новостей, презентации, ток-шоу, шоу-программы и т.д.

  3. После сдачи объекта в эксплуатацию предполагается внутреннее использование или коммерческая загрузка? Необходимо учесть: если программы будут продаваться или если производственные мощности павильона будут сдаваться в аренду, требуется павильон с высокими потребительскими свойствами (или как еще говорят, "оборудованный по последнему слову техники"). При вполне профессиональном оборудовании павильона сдача его площадей в аренду сторонним организациям в свободное от собственной загрузки время будет экономически выгодной.

  4. Нужно ли обеспечивать вещательные производственные мощности или достаточно будет невещательных? Полностью вещательное оборудование (Broadcast) значительно более дорогое, чем оборудование классов "профессиональный" (Professional) и "промышленный" (Industrial).

  5. Какая технология видеосъемки предполагается в павильоне? Павильоны могут проектироваться как однокамерные или многокамерные. Методом производства программ могут быть многокамерная, однокамерная съемки или их комбинация. Дискуссии и конференции, так называемые "ток-шоу" (от английского словосочетания talk-show), наилучшим образом покрываются технологией многокамерной съемки, а технология однокамерной съемки наиболее подходит для документальных съемок и драмы. Однако использование одной телекамеры с разнообразнейшей периферией - технология, экономичная с точки зрения приобретения, но менее эффективная в процессе эксплуатации павильона из-за перерасхода времени съемки и необходимости больших инвестиций в оборудование последующей обработки изображения и звука ("постпродакшн"). Если потребуется организовывать трансляции на выездных мероприятиях, павильон должен быть оборудован легкими камерами, которые будут быстро конфигурироваться для портативного использования (внестудийное видеопроизводство (ВВП) или "флай-эвэй киты").

  6. Какова будет частота использования павильона? Ежедневное многочасовое использование требует больше персонала и больших инвестиций в гибкость оборудования, чтобы достичь более быстрых замен оборудования и декораций. Быстрая смена типов программ влечет за собой особенно крупные инвестиции в гибкие системы освещения. Последние требуют меньше усилий, но сама гибкость достигается за счет автоматизации, что делает осветительную систему дороже.

  7. Какие человеческие ресурсы планируется привлечь для эксплуатации павильона? Это может быть местный персонал, наемные "свободные художники" (freelance) или комбинация ресурсов.

  8. Какова предполагаемая амортизация оборудования? Ответ зависит от оборудования и его использования. Для некоторого оборудования амортизация должна быть не менее года, а для отдельных устройств и более 10 лет. Не забывайте в том числе, особенно при коммерческом использовании павильона, и о моральном старении оборудования.

  9. Каковы будут эксплуатационные расходы? Стоимость производства, содержания персонала и обслуживания оборудования должна включать: фонд оплаты труда персонала (ФОТ), стоимость создания и содержания гардероба и реквизитов, арендные и коммунальные платежи и т.д.

  10. Какова инвестиционная стоимость проекта? Ответ на данный вопрос определяется и ответами на все вышеприведенные вопросы.

На стадии первоначального планирования можно учесть, что размещение оборудования контрольных аппаратных в специально приспособленном автомобиле (ПТС) - это еще одна альтернатива для обеспечения большей мобильности вашей съемочной техники и возможность управлять съемкой в павильоне в случае необходимости. И еще, ПТС в качестве комплекса контрольных аппаратных павильона может рассматриваться как попытка сэкономить бюджет проекта.

На стадии планирования строительно-монтажных работ

Итак, на стадии первоначального планирования вы проработали все вопросы. Пора приступить к детальному планированию объекта.

Вопрос "Где следует расположить павильон?", безусловно, важен для планирования строительно-монтажных работ (СМР). Будет ли павильон частью телекомпании либо крупного рекламного агентства или он должен быть приближен к потребителю. А может, павильон будет обслуживать большое количество потребителей через связь по кабелям или "радиорелейке"?

Крайне трудно найти подходящее здание или подходящее под застройку пятно в нужном месте. Но не важно, будет ли павильон строиться под определенные задачи или это просто реконструкция старого здания (перепрофилирование), главный фактор, который следует держать в голове, - это высота потолка, необходимая и достаточная для павильона.

Независимо от того, есть ли возможность свободного выбора места расположения павильона или нет, должны быть учтены риски нарушения звукоизоляции. Находящиеся в опасной близости шоссе, железная дорога, аэропорт, мощный радиопередатчик могут вызвать серьезные интерференционные проблемы.

При планировании СМР надо учитывать возможность будущего расширения. Хотя и бизнес-план под проектирование, строительство, оснащение и эксплуатацию павильона должен быть реальным, ваша философия должна быть оптимистичной. Постарайтесь предвидеть, где в перспективе возможны расширения: будут ли это дополнительные площади павильона либо вообще дополнительный (новый) павильон и т.д.

Проблемы планирования контрольных помещений и выбора технологического оборудования в данной статье не рассматриваются в виду ее ограниченных объемов, а также большого разнообразия возможных решений. Отметим только следующее:

  • павильон - это лишь часть целого комплекса помещений, аппаратно-студийного блока (АСБ). Традиционно внутри АСБ, помимо собственно павильона, различают три главные контрольные зоны: зона контроля производства (в состав персонала входят режиссер и его помощники); зона управления видеотрактом (в состав персонала входят режиссер по свету, видеоинженеры, техники и операторы); зона управления звуковым трактом (в состав персонала входят звукорежиссер и техники по звуку);

  • производственные мощности павильона и всего АСБ состоят как минимум из трех составляющих: технической, производственной ("продакшн") и "постпродакшн".

Не забудьте, что потребности производства могут меняться от одной программы к другой. Для удовлетворения вполне типовых потребностей производства большого спектра программ необходим целый комплекс различных помещений, оборудования и соответствующих специалистов. При проектировании павильонов это если и учитывается, то очень часто поверхностно.

При планировании производственных мощностей "постпродакшн", которые ранжируются от простейшего двухпостового линейного монтажа до мощных гибридных аппаратных с графическими станциями и массивами хранения данных, не забудьте учесть аппаратные звукового дубляжа, необходимые как для работ в режиме "постпродакшн", так и для работ в режиме студийного производства.

Конструктивные особенности павильона

При планировании СМР не забывайте, что павильон должен обеспечивать пространство, которое позволяет выполнять все производственные операции с достаточным комфортом и абсолютной безопасностью. Когда планируется павильон или когда подыскивается подходящее для павильона здание или помещение, необходимо рассмотреть следующие факторы.

Площадь и пропорции

Типоразмеры павильонов по габаритам разделяются на три группы: большие, средние и малые [3].

Требуемая площадь павильона зависит от видов производства, которые будут осуществляться в данном павильоне. Пропорции павильона (прежде всего "ширина/длина") важны для больших павильонов, и если вы рассчитываете использовать максимально возможные площади, то теле- или видеокамеры на штативах, пьедесталах, тележках и кранах, а также микрофоны на стойках и "журавлях" должны легко покрывать территорию павильона. Соотношение ширины к длине должно быть в пределах от 1:1,1 до 1:1,5. Предпочтительнее всего, когда эта пропорция близка к 1:1,3. Отношение 1:1 нежелательно, так как оно создает предпосылки для неудовлетворительных акустических свойств помещения.

Часто при планировании павильона его конструкционная высота - игнорируемый фактор, особенно когда в павильоны конверсируются какие-либо помещения уже существующих зданий. Между тем рассчитать необходимую строительную высоту павильона достаточно просто, если учесть его будущие эксплуатационные характеристики. Минимальная требуемая высота определяется через рассмотрение:

  • высоты для подвеса занавеса циклорамы;

  • размера самых крупных сценических декораций;

  • пространства для подвесной системы осветительных приборов;

  • пространства, занимаемого вентиляционными системами.

Пол, стены и потолок

Конечно, ситуации, когда все телекамеры, "герои в кадре" и технический персонал в павильоне абсолютно статичны, на практике абсолютно нереальны. Значит, все внутренние поверхности павильона должны учитывать динамику производственного процесса, происходящего в нем.

Кому-то может показаться странным, но из всех поверхностей павильона пол - это самый важный и сложный строительный элемент, так как к нему предъявляется множество требований, которые порой являются взаимоисключающими. Пол павильона должен быть:

  • твердым, чтобы предотвратить вибрации, и "тихим" при ходьбе и перемещении по нему;

  • ровным, чтобы при движении камерных тележек и пьедесталов не происходили случайные и нежелательные встряски изображения;

  • абсолютно горизонтальным. Допустимая толерантность, приемлемая для всех движущихся теле- и видеокамер, составляет 1,6 мм на 3 м;

  • матовым и цветонейтральным. Соблюдение данного требования в телевидении особенно важно, если вы не хотите менять цвет изображения при преобразовании "свет/сигнал", особенно, чтобы не менялись по цвету лица актеров в кадре. Самым подходящим цветом внешней поверхности пола является "серый матовый", так как он одновременно нейтральный, легкий и слабо отражающий;

  • антистатичным, чтобы "снять" возможные проблемы статического электричества;

  • устойчивым к химическому воздействию, например к частым покрытиям водорастворимой краской (если это нужно для производства определенных развлекательных программ) и к смыванию этой краски.

По тонкому полу телекамеры достаточно плавно двигаться не могут, поэтому при сооружении пола в павильоне укладывается множество слоев, как в многослойном пироге (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Расположение слоев пола с эластичным покрытием. Примечание: Толщина слоев показана условно. 4-Основное покрытие (заключительный слой). Как правило, эластичное покрытие (т.н.  наливной  пол) - это  двух  или трехкомпонентный состав. 3-Слой антистатика. Это может быть металлизированная лента или сетка. Слой должен иметь физическую токопроводную связь с контактами заземления помещения (здания).2-Грунтовочный слой. Может состоять из нескольких субслоев, количеством до трех.1-Подложка. Как правило, это цементная стяжка. Может состоять из нескольких субслоев для придания дополнительной жесткости и несущей способности, а также для последующего качественного нанесения грунтовочного слоя.Стены павильона должны быть "толстыми" настолько, чтобы обеспечивать хорошую звукоизоляцию, и должны быть акустически обработаны, чтобы управлять временем реверберации и качеством звука в павильоне. В идеале допустимо только одно окно - специальное, соединяющее павильон и контрольные помещения. Потолок должен быть "мощным" и "толстым", чтобы обеспечить, во-первых, хорошую звукоизоляцию а, во-вторых, поддержку осветительного оборудования с их подвесными системами. Если вы собираетесь строить новый павильон, конструируйте стены независимо от фундамента и крыши, чтобы обеспечить независимость от конструкционных шумов.

Постарайтесь предусмотреть разметку пола и стен павильона. В процессе планирования программ и их производства такая разметка поможет аккуратному позиционированию сценического оборудования и значительно облегчит сценарную разработку. Обычно стены маркируются отметками через регулярные интервалы (полметра или метр), а пол маркируется легкими метками, создавая своими пересечениями справочную решетку.

Доступ

В идеале павильон должен находиться на уровне земли для легкого доступа внутрь него разнообразного сценического оборудования и реквизита. Главный вход или въезд не должен иметь рамп, бордюров и ступеней. Студийные двери должны быть большими, толстыми и тяжелыми, чтобы одновременно обеспечить легкий доступ и достаточную звукоизоляцию. Для повышения пожарной безопасности и просто для удобства актеров и технического персонала в дополнение к большим, но тяжелым воротам (дверям) при планировании СМР в проект павильона закладываются меньшие по размерам легковесные двери, но также звукопоглощающие. В любом случае обеспечьте в павильон простой, комфортный и безопасный доступ.

Электропитание и освещение (рис 1)

Звукоизоляция телевизионных студий

Потребности электропитания рассчитываются в основном из потребностей осветительного оборудования, которое забирает на себя основные мощности. Расчеты необходимо вести из потребности создать освещенность 500 - 800 лк на 1 м2 сценической площадки павильона.

Конечно, павильон требует сетевых выводов для подключения студийного оборудования: мониторов, суфлеров, микрофонных усилителей и т.д. Но в своих расчетах не забудьте и про различное электрическое оборудование, используемое в производстве программ. Для всех возможных вариантов "запитки" устройств, требующих электропитания от сети переменного тока, рекомендуется иметь сетевую проводку по периметру павильона, скажем, с розетками интервалом через 3 - 4 м. Если ожидается, что производство программ будет включать использование мощного оборудования для демонстраций (генераторы, стиральные машины, СВЧ-печи и т.д.), тогда обеспечьте мощные выводы (15 - 30 А или даже трехфазное электропитание).

Когда производственный свет не используется, павильон все равно должен освещаться эффективно, например, чтобы перемещать оборудование и реквизиты, приводить в движение такие сценические возможности, как подымающаяся или вращающаяся сцена и т.д. Этот дополнительный свет должен отключаться как из павильона, так и с осветительной консоли, расположенной в одной из контрольных аппаратных. Также необходим так называемый третий контур освещения - экстренная осветительная система, которая обычно включает в себя освещенные таблички выхода, автоматически переключающиеся на питание от батарей, если отключается основное питание.

Большинство павильонов требует подачи газа, холодной и горячей воды. Для таких применений, как приготовление пищи, химические эксперименты, сценические эффекты (бассейны, водные ситуации и т.д.), павильон должен иметь эффективную дренажную систему.

Для отдельных программ в павильоне вполне уместен сжатый воздух. Предусмотрите стационарный компрессор, так как он, к сожалению, является еще и мощным генератором шума и вибрации, необходимо будет подумать и о защите от этих вредных воздействий.

Акустика павильона

В павильоне происходит работа не только с изображением, но и со звуком. Для качественной звукопередачи и звукозаписи при строительстве павильона требуется решить две задачи:

  • добиться звукоизоляции от нежелательных звуковых воздействий;

  • смоделировать необходимые акустические характеристики павильона.

Звукоизоляция от внешних шумов

Вполне очевидно, что павильон должен быть хорошо изолирован от внешних шумов. Хорошая звукоизоляция относительно дорога (100 - 400 долл. на 1 м2 в зависимости от качества используемых материалов и СМР). К счастью, в попытке уменьшить уровень шума, забираемого извне павильона, есть некая граница. Эта нижняя граница - фоновый шум павильона, внутренне генерируемый, например, вентиляторами камер, двигателями объективов и сервоприводов, вентиляцией павильона и т.д. Рекомендуемый уровень фонового шума павильона, а значит, и шума, происходящего снаружи павильона, находится в диапазоне 30 дБ.

Помимо шума, рожденного оборудованием павильона, в павильоне есть два типа шумов, генерируемых внешне. Первый - это структурный шум, т.е. звук, рожденный конструктивом здания, где расположен павильон. Основной составляющей структурного шума является вибрация, поступающая через конструкцию здания, по трубопроводам и т.д. Такая акустическая интерференция обычно является дорогой в плане ее устранения уже после выполнения СМР [3]. Хороший первоначальный дизайн здания и павильона, а также планирование СМР - гарантия добиться удовлетворительной звукоизоляции. Там, где структурно рожденный шум неприемлем, единственная возможность остановить его - это выключить источник этого звука во время записи или трансляции. В некоторых случаях отдельное оборудование (например, компрессоры воздуха) нужно разместить на виброизолирующих основаниях, чтобы вибрация передавалась строительным конструкциям здания в меньшей степени.

Второй тип шумов - шум, рожденный в воздухе. От такого шума часто можно избавиться или значительно уменьшить его за счет обеспечения всех дверей павильона магнитными присосками по их периметру. Любые окна в павильоне должны быть двух- или даже трехслойными. Расстояния между слоями в таких окнах должны быть более широкими, чем используются для обычных термоизоляционных окон. Минимум 150 мм между соседними слоями стекла. Если данное требование невозможно соблюсти, по всему периметру должны быть прикреплены тяжелые затворы с хорошими присосками. Основное правило: чем массивнее элемент, тем лучше звукоизоляция от шума, рожденного в воздухе. Хотя в некоторых случаях могут быть эффективны специально сконструированные легковесные многослойные конструкции.

Звук также может "утекать" (просачиваться) через маленькие апертуры (дырки), поэтому при планировании СМР следует предусмотреть изоляцию щелей на всех дверях и окнах. Помните, если павильон после его строительства или модернизации будет иметь проблемы с проникновением воздушных шумов, вам предстоит аккуратно исследовать помещение на предмет обнаружения отверстий (в особенности, все входные точки для проводки кабелей, водных и канализационных труб и т.д.) для их последующей эффективной заделки.

Также источником шума могут быть вентиляционные системы павильона, если они плохо спроектированы. В таком случае их придется отключать во время съемок или трансляции. Если коротко, то хорошая вентиляционная система должна иметь большое сечение вентиляционных воздуховодов, так чтобы звук в них двигался относительно медленно. Повороты в разводке вентиляционных воздуховодов должны быть с большим радиусом, чтобы уменьшить турбулентность, а внутренние их стенки могут иметь встроенный звукоабсорбирующий (звукопоглощающий) материал.

Акустика павильона

Акустический резонанс - возникновение звуковой стоячей волны между параллельными непоглощающими плоскостями. Характер звука, "собираемого" микрофоном, зависит от того, как он располагается по отношению к таблице интенсивности этих стоячих волн. Акустического резонанса можно избежать рассеиванием звука. Это обычно достигается внесением продуманных неровностей (так называемых пилонов) в соответствующие поверхности таким образом, что звуковые волны рассеиваются в процессе отражения.

Стоячие волны обычно не являются серьезной проблемой в правильно сконструированных павильонах, так как абсорберы (поглотители) на стенах и на потолке хорошо уменьшают отраженную энергию звуковых волн. К тому же дополнительное рассеивание обеспечивается за счет присутствия технического оборудования, сценического реквизита и людей в павильоне. Однако "стоячая волна" может случиться даже при правильной "организации" стен павильона, например, когда комплект декораций включает в себя твердые параллельные плоскости. В этом случае запись звука в пределах этих декораций может быть низкого качества. Наилучшее решение здесь - видоизменить декорации. Противоположные поверхности располагаются в непараллельных плоскостях и выполняются из материала с малыми коэффициентами отражения, например мягкий брезент вместо, скажем, твердого пластика.

Время реверберации - важный показатель качества СМР, выполненных в павильоне, так как оно значительно влияет на финальное качество звука. Поэтому обязательно закладывайте в планируемые СМР расчеты времени реверберации павильона. Помните, если время реверберации слишком короткое, звучащая речь кажется сухой (мертвой, ненасыщенной), а музыка теряет теплоту и прозрачность. Слишком большое время реверберации, однако, наполняет речь эхом и делает ее удаленной.

При планировании СМР с учетом реверберации рекомендуем нацеливаться на то, чтобы сделать время реверберации павильона достаточно малым, так как реверберация всегда может быть добавлена искусственно на выходе звукового тракта павильона (так называемая активная реверберация посредством использования электронных ревербераторов), но никогда не может быть уменьшена без вмешательства в конструктив помещения. Однако сделать павильон подходящего размера с очень малым временем реверберации трудно, особенно, если пол твердый и поэтому не поглощает звук. Один из вариантов борьбы за "малую реверберацию" - "обрезиненный" пол, еще называемый наливным. Рекомендуемое время реверберации для больших павильонов находится в диапазоне 0,7 - 1,1 с, для малых павильонов - в диапазоне 0,3 - 0,5 с [4]. На практике малый павильон реализовать труднее, тем более если вы рассчитываете работать в нем и с речью, и с музыкой.

На стадии СМР и оснащения

От идеи создания павильона до оформления планов в виде ПТЭО, как показывает опыт, проходит в среднем от одного до четырех месяцев. Но прежде чем перейти к практической стадии реализации проекта - СМР и оснащению павильона оборудованием, - вам придется ознакомиться еще со множеством нюансов. Данная статья затронула лишь некоторые из них. Если вы хотите реализовать проект строительства (реконструкции) и эксплуатации павильона как коммерчески выгодный, обратите внимание на все нюансы и постарайтесь учесть все строительные аспекты в тесной связи с экономическими и технологическими факторами.