Категория: Статьи

«Спектры и тембр, акустика помещений и студий звукозаписи» — Борис Меерзон

Спектры и тембр, акустика помещений и студий Борис Меерзон по материалам журнала «Звукорежиссёр» Натуральные звуки, с которыми мы сталкиваемся в жизни, практически никогда не бывают «чистыми» синусоидальными тонами, а являются созвучиями. Последнее означает, что источник вместе с основным колебанием излучает волны с частотами в 2, 3, 4, 5 и т. д. раз большими основной частоты.… Читать дальше »

Акустика студий звукового и телевизионного вещания (Часть 1)

ГЛАВА 7. АКУСТИКА СТУДИЙ ЗВУКОВОГО И ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ 7.1. Классификация, объем и форма студий Важнейшей составной частью аппаратно-студийного блока (АСБ) является студия — помещение, специально предназначенное для исполнения речевых и музыкальных фрагментов вещательных программ. Студия — это головное звено системы звукового и телевизионного вещания. Студии для исполнения вещательных программ разных жанров должны обладать неодинаковыми акустическими… Читать дальше »

Акустика студий звукового и телевизионного вещания (Часть 2)

Из (7.29) следует, что в диффузном звуковом поле процесс нарастания плотности звуковой энергии в помещении происходит по экспоненциальному закону (теоретическая зависимость 1 на рис. 7.7,а). При этом нарастание звуковой энергии ускоряется при увеличении модуля показателя степени при экспоненте, т.е. при увеличении коэффициента звукопоглощения a и отношения S/V, зависящего от формы и размеров помещения. Очевидно, что… Читать дальше »

Основные принципы размещения акустических систем в комнате прослушивания

Акустика комнаты и размещение АС. ..Эта информация — просто конспективные выборки из разных источников для личного пользования, которые могут кому-нибудь быть интересны и полезны, и они не претендуют на цельную статью или исследование. Должен сказать, что на эту тему написаны десятки и сотни статей, но суть везде одна, отличия только в примерах. Для общего понимания… Читать дальше »

Проектирование телевизионных студий

О.Р. Лубенченко ( по материалам журнала Install—Pro) Телевизионным (ТВ) павильоном, или студией, обычно называют отдельное специально сконструированное помещение для проведения из него телевизионных трансляций либо организации в нем видеосъемок. Для упрощения применяемой терминологии далее в статье используем слово «павильон». В статье рассматриваются основные аспекты проектирования и оснащения павильонов с точки зрения многолетней практики нашей компании… Читать дальше »

Акустика и звукоизоляция. Секреты звукоизоляции.

По материалам журнала «Технологии строительства»   КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ШУМА? «Технологии строительства», №2 (15) 1999 Акустическая экология жилища начинается со знания норм. Нормативами, регламентирующими требования к звукоизоляции, являются Московские городские строительные нормы, Санитарные нормы и СНиП. Звукоизоляция ограждающих конструкций (перекрытий, стен, перегородок, дверей и т.д.) – это способность препятствовать распространению звука, ослаблять звуковое давление… Читать дальше »

Акустика и звукоизоляция. Мифы звукоизоляции.

По материалам журнала «Обустройство и ремонт» МИФЫ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ «Обустройство и ремонт» №13 2002 По мере улучшения качества жилья, когда вопрос количества квадратных метров перестал быть единственным определяющим фактором, проблема звукоизоляции жилых помещений становится все более актуальной. Однако из-за того, что данный вопрос достаточно специфичный, т.е. в теории акустики существует очень много неявных особенностей и «нелогичных»… Читать дальше »

Компьютерному музыканту о звукозаписи (Часть 1)

1.1. Работа с микрофоном Качество записи и воспроизведения звуков реальных источников зависит от бесконечного количества факторов, но выделить основные составляющие все-таки можно и нужно: > аналого-цифровой преобразователь (АЦП); > цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП); > тракт микширования и усиления звуковых сигналов; > помещение, в котором производится запись; > микрофон. Не станем сейчас рассматривать первые три пункта этого… Читать дальше »

Компьютерному музыканту о звукозаписи (Часть 2)

Из рис. 1.12 видно, что в случае превышения сигналом значения самого верхнего уровня квантования («старшего» кванта), а так же в случае, когда значение сигнала оказывается меньше нижнего уровня квантования («младшего» кванта), т. е. при ограничении сигнала, возникают искажения (рис. 1.12, д), более заметные по сравнению с шумом квантования. Для исключения искажений этого типа динамические диапазоны… Читать дальше »

Компьютерному музыканту о звукозаписи (Часть 3)

Классический спектральный анализ из-за наличия большого количества операций умножения требует огромных затрат процессорного времени и при значительном числе отсчетов сигнала неосуществим в реальном масштабе времени. Для сокращения времени спектрального анализа дискретных сигналов разработаны специальные алгоритмы, учитывающие наличие связей между различными отсчетами сигнала и устраняющие повторяющиеся операции. Одним из таких алгоритмов является быстрое преобразование Фурье (БПФ).… Читать дальше »

Компьютерному музыканту о звукозаписи (Часть 4)

> Не следует панорамировать инструмент настолько широко, что впоследствии у слушателей создастся впечатление, будто инструмент занимает всю сцену. > Сигналы, обработанные стереоэффектами (такими как хорус или ди-лэй), лучше панорамировать не по всей стереобазе, а хотя бы от одного крайнего положения до середины. > При панорамировании MIDI-инструментов звуковых карт следует учитывать наличие определенного панорамирования некоторых из… Читать дальше »

Акустика студий. Михаил Ланэ.

Введение Настоящая статья является первой из намеченной серии публикаций, подготовленных членами российской секции международного звукотехнического общества (AES) по заказу редакции журнала 625. Основная задача этой серии состоит в представлении современной информации по профессиональной звукотехнике для практических работников радиодомов, телецентров, студий звукозаписи и т.п. Поскольку студия является головным звеном тракта вещания и звукозаписи, то логично посвятить… Читать дальше »

Акустическое проектирование

В акустике все помещения можно условно разделить на две группы: первичные помещения для записи звука; вторичные помещения для звуковоспроизведения. В данной статье мы будем рассматривать помещения только из первой группы. А из вторичных помещений — только аппаратные для контроля звука, не касаясь кинотеатров, концертных и конференцзалов, театров, и т.п. Помещения могут быть классифицированы по их… Читать дальше »

Выбор помещения для студии звукозаписи. Ещё один взгляд.

Выбор помещения для студии Если вы пока только подбираете помещение для своей студии, вы можете сэкономить немало времени и денег, которые обычно потом приходится тратить на монтаж звукоизоляции, если сразу учтете все недостатки и достоинства помещения и сделаете правильный выбор. Прежде всего обратите внимание на структуру здания, его расположение; выясните, есть ли поблизости промышленные строения.… Читать дальше »

Как улучшить акустику в комнате прослушивания

По своему опыту знаю, что многие люди полагают, что проблема с размещением АС в комнате ничуть не сложнее других, что должен же, в конце концов, существовать какой-то несложный способ оформить комнату акустически правильно, своего рода «Книга готовых рецептов», которую может понять даже ёж. Хотелось бы, конечно, чтобы это было так, поскольку это облегчило бы жизнь… Читать дальше »

Звукоизоляция студий звукозаписи

Основные понятия о звукоизоляции Важно отличать понятие «звукоизоляция» от акустической обработки. Звукоизоляция занимается только предотвращением проникновения звуков в помещение и из помещения наружу, а акустическая обработка — это комплекс мероприятий, касающихся улучшения акустики помещения для записи и сведения музыки. Существует популярный миф, что достаточно обить стены картонными ящиками из-под яиц, и звук не будет выходить… Читать дальше »

Акустика комнат прослушивания. Алексей Тихонов.

Алексеи Тихонов Звучание даже самых распрекрасных фирменных динамиков без корпуса, как и измеренные технические характеристики, совершенно не впечатляет… Но недоумение это обстоятельство может вызвать лишь у начинающих. Мыто с вами хорошо понимаем, что динамик без ящика — всё* равно, что струны без гитары. Роль этого ящика настолько велика, что ему дали серьезное имя — «акустическое… Читать дальше »

Теория проектирования студий звукозаписи часть 1

Теория проектирования студий Звуковая волна Что же представляет собой звуковая волна? Звук состоит из множества локальных изменений плотности воздуха, которые волнообразно распространяются в воздушной среде с определенной скоростью, называемой скоростью звука. При обычной комнатной температуре скорость звука составляет около 340 м/с, а ее незначительные отклонения зависят главным образом от температуры воздуха. На всех частотах звуковая… Читать дальше »

Теория проектирования студий звукозаписи часть 2

Время реверберации: проблемы измерений Мы рассмотрели вопросы возникновения и распространения звуковых волн, их взаимодействие со своими отражениями от поверхностей помещений и изменение характера такого взаимодействия при изменении геометрической конфигурации помещения, а также особенности взаимодействия отраженных волн в зависимости от частотного диапазона. Но все эти процессы осуществляются и развиваются во времени. Что же именно происходит, например,… Читать дальше »

Его Величество Звук (эссе об основах акустического дизайна помещений)

Вступление или для кого это писано Я далек от иллюзии, что чему-то можно и, главное, нужно кого-то учить. Но, видимо, так уж устроен человек, что ему обязательно надо все вокруг себя сначала объяснять, потом удивляться, затем уточнять (или опровергать) уже объясненное, затем снова удивляться чему-то, что опять не лезет в рамки, и.т.д. до бесконечности. И… Читать дальше »

Общие недостатки помещений и методы их устранения

Предположим, вы задались целью улучшить акустические условия вашей комнаты прослушивания. У вас имеется широчайший диапазон возможных решений. Например, можно добавить в интерьер специально разработанные акустические приспособления или потратить много денег на переоборудование помещения. А можно просто повесить ковер на стену или заменить портьеру, — зачастую этого оказывается вполне достаточно. Вы можете самостоятельно повысить качество звучания… Читать дальше »

Как в условиях домашних реалий выжать из АС максимум? (Часть 1)

Вступительное слово Начну с безапелляционного заявления: после прочтения, и, самое главное, усвоения серии обзоров на вышеозначенную тему Вы, уважаемый читатель, вполне сможете считать себя экспертом в области комнатной акустики Может быть, это и преувеличение, но в одном можно не сомневаться – большинство людей, занятых в сфере аудиобизнеса или областях к нему примыкающих, не знают и… Читать дальше »

Сылки по теме

Общеразвивающие материалы: http://www.goodwinshighend.com/roomdesi.htm http://www.mhsoft.nl/sg.asp http://www.hunecke.de… — эта на немецком — но в целом наглядно http://www.mhsoft.nl/CancellationFreq.asp http://www.mhsoft.nl/Rt60/Rt60.asp http://www.mhsoft.nl/Helmholtzabsorber.asp — http://www.kemt.fei.tuke.sk… — теоретические основы 🙂 http://www.asc-hifi.com/acoustic_basics.htm — тоже теория http://www.asc-hifi.com/articles/iar89.htm http://www.ethanwiner.com/acoustics.html — для вас, очумелые руки :)Размещение акустических систем в помещении http://www.architech.ru/help/ap — статья на русском о принципах размещения акустики. http://www.tnt-audio.com/casse/waspe.html — метод установки акустических систем в… Читать дальше »