«Радио 7 на Семи Холмах» эфирная студия

By | 24.07.2018

Когда-нибудь настаёт момент, когда люди понимают, что надо что-то менять. Вот и на « Радио 7 на Cеми Холмах» такой момент настал. Решили сделать новую эфирную студию. Нас пригласили для решения задач, связанных с акустикой помещения.

Нужно было построить речевую эфирную студию, рассчитанную для одновременной работы четырёх человек.

К созданию студии подошли солидно и со всей серьёзностью — выделили средства не только на акустический проект, но и на дизайн проект, включая дизайн мебели.

Я побывал на многих радиостудиях: чего только люди не понапридумают: в лучшем случае, эфирная студия – это комната, обклеенная ковролином от пола до потолка. Или вот ещё – плиткой из пенополистирола для звукоизоляции, бывает, оклеивают… Но настоящей целью акустической отделки эфирной студии является создание такой акустической среды, которая бы не искажала голос диктора при том, что реверберация была бы минимальной.

Существуют стандартные ошибки в акустической отделке… Ну, например, применяя какой-либо один тип материала при отделке, (пусть даже самый дорогой), как правило, достигается эффект перекоса в каком-нибудь узком сегменте частот. В частности, ковролин срежет высокие и чуть-чуть высокой середины, а низкие при этом будут гулять. На входе будет эффект бубнения, речь будет неразборчива.

Или вот ещё пример: все знают про плиты ППГЗ – это такие гипсовые плиты в дырочку, ну очень дешёвые. При правильном применении трудно найти им замену. Так вот, очень часто ими отделывают почти всю поверхность помещения. Но они-то, в зависимости от диаметра отверстий, рассчитаны на частоты от 200 до 400 Гц. И получатся, что в помещении провал на этих частотах. Причём, эти плиты должны быть смонтированы на каркасе с определённым относом от несущих стен с заполнением пространства поглощающим материалом. А если этого не сделать, (а очень часто эти плиты просто нашивают на стены без всякого относа и заполнения), то будет просто жесткая гипсовая поверхность. Т.е. эти плиты, как акустический материал, не работают.

Или вот ещё пример: всегда велик соблазн купить что-то, что по рекламным описаниям решит в один раз все проблемы. Очень часто я встречаю студии, которые от пола до потолка обклеены панелями Ecophon. При том, что стоимость их высока, люди очень любят их покупать, надеясь, что уж за такие деньги (50$ за 1 кв\м) уж точно всё будет хорошо. Но эти панели эффективны от 800 до 2000 Гц. Всё остальное будет гулять. Т.е. применив только эти панели в речевой студии, вы просто срежете этот диапазон, а голос диктора будет ухать и цокать.

Дело ещё и в том, что в малых помещениях практически невозможно добиться среды открытого пространства. Поэтому так важно не столько тупо заглушить речевую студию, сколько создать диффузное звуковое поле, в котором бы все частоты были бы представлены в равной мере, без пиков и провалов. Реверберация при этом должна быть минимальной настолько, насколько это возможно, причём она должна быть примерно одинаковой во всём диапазоне частот. Всё это возможно лишь при применении в акустической отделке и отражающих, и поглощающих, и рассеивающих материалов. Тип, количество и принцип размещения которых определяет акустический проект, в основе которого лежит расчёт времени реверберации.

Ну, это, так сказать, лирическое отступление… В отделке студии мы применили разработанные нами конструкции, представляющие собой по сути коробки, глубиной 140мм, заполненные поглощающим материалом, и имеющую внешнюю отделку из чередующихся между собой рассеивающих, поглощающих и отражающих материалов. Коробки мы делали в цеху, и привозили их на студию уже готовыми конструкциями. Так что на студии практически не было «пыльных» работ, а была по сути «отвёрточная» сборка. Коробки монтировались по всей площади стен. В качестве видимого отделочного слоя потолка были применены панели Акусто в стандартной подвесной системе, за поверхностью которых, располагались конструкции поглощающих систем, рассчитанные на низкие и средние частоты. Форма потолка – неправильная, и определялась она размерами конструкций, скрытых за отделочным слоем.

Студию мы сделали, и стол в ней сделали, и с шумами системы вентиляции боролись.

Отличная получилась студия! Не могу не отметить тёплую и дружелюбную атмосферу, царившую в редакции Радио 7. Отдельная благодарность техническому директору Радио 7 – Ермолаеву Александру, настоящий профессионал и просто хороший человек!