Как проектировщик и строитель студий, хочу сделать чистосердечное признание — строительство студий – всегда капкан! Я постоянно нахожусь в клещах срока и бюджета.
Москве, помимо срока и бюджета, всегда остра ситуация с площадью студии.
При том, что для звука много места – не бывает, всегда этого места катастрофически мало. При этом Заказчик всегда хочет получить из этого минимума — идеальную студию.
Но когда-нибудь настаёт момент, когда появляется такой Заказчик, который говорит: «Постройте нам хорошую студию, ограничений в бюджете и в сроках – нет». Вот и мы дождались такого момента и начали как всегда с проекта
На этапе проектирования важно, чтобы все специалисты работали как одна команда. И кондиционерщики, и специалисты по коммутации аудиоборудования, и музыканты, и дизайнеры и проектировщик акустической части, и технические специалисты обслуживающие здание – все должны находиться в постоянном взаимодействии. Только работая все вместе можно избежать проблем с функционированием студии в будущем.
Поскольку ограничений в бюджете не было, было принято решение сделать тон-зал с переменной акустикой.
Переменная акустика позволяет в пределах одного помещения создать несколько акустических сред, а для особых фанатов звука – искать собственные, неповторимые его оттенки. В данном случае, мы создали поворотные конструкции с тремя рабочими поверхностями:
- поглощающая (пространство, заполненное поглощающим материалом, глубиной 600мм)
- реверберирующая (массив древесины)
- только отражающая. ( керамическая плитка наклеенная на жёсткое минеральное основание)
Конструкции переменной акустики представляли собой треугольные призмы, со стороной в 700 мм, вращающиеся вокруг собственной оси. В тон-зале, изменяя положение этих призм, можно было получать среды и открытого пространства (поля) и среды костёла (храма) и среды с богатой ровной окраской. И всё это за одну минуту движениями одной руки!
В процессе разработки этих конструкций мы сломали не одну извилину, ведь вес призмы достигал порядка – 200 кг, при этом они установлены на подиуме (который должен был выдерживать этот вес, и представлял собой коммутационное пространство), призмы должны были легко вращаться и не терять конфигурацию с течением времени.
Также в студию входили:
- Контрольная комната формат 2:1 (мониторы установлены заподлицо в монолитную кирпичную кладку)
- Тон-зал (Тон-зал с переменной акустикой — видео)
- Две комнаты аранжировщиков
- Переговорная
- Офисная зона
- Коридор
Все студийные помещения обслуживала канальная система вентиляции со встроенными блоками кондиционирования и подогрева воздуха.
Освещением студии можно было управлять с радиопультов.
Немного о вентиляции…Строя студии вот уже 13 лет, я боролся и за правдивый контроль и за звукоизоляцию, но стало понятно, что одним из самых главных свойств студийных помещений является комфортность для людей там работающих. Люди могут мириться с неидеальным звуком, но не могут работать вообще, когда в студии нечем дышать или жара хоть маму выноси. Поэтому, проблема обеспечения студии и кислородом и необходимым температурным режимом – приоритет №2 по важности (приоритетом №1, на пути создания студии, я бы назвал наличие творческого коллектива – музыканты, звукорежиссёр, продюсер). Дело в том, что обычный кондиционер (при том, что его внутренний блок и шумит и даёт от своей поверхности нежелательные отражения) – не даёт кислорода вообще (хотя продавцы и уверяют, что там существует подмес свежего воздуха). Но посмотрите на трубочку, по которой этот подмес осуществляется – 10мм! И вам сразу станет понятно, сколько этого воздуха будет к вам поступать!
Итак, самый идеальный вариант, это тот, который обеспечивает и подачу полноценного свежего воздуха, и режим кондиционирования, и бесшумность работы. Это, так называемые, канальные системы, по которым воздух забирается с улицы и подаётся в помещение по воздуховодам диаметром не менее 160мм. Но это и самая дорогая система.
Как компромисс по цене и качеству, может быть реализован вариант, при котором, подачу свежего воздуха осуществляет канальная вентиляция (полноценный кислород) с функцией подогрева воздуха, а охлаждение осуществляет дешёвая сплит система (обычный кондиционер), которая может отключаться на момент записи или ответственного сведения. Надо понимать, что студийные помещения – это герметичные термосы, поскольку в них присутствуют и звукоизоляция, и теплоизоляция. И уж холодно в этих помещениях точно не будет никогда. Но отопление отрезать тоже не надо тоже – оно нужно для стен здания, чтобы не возникало резкого перепада температур по площади стен.
Итак, возвращаясь к нашей студии — студию строили почти год, неторопясь, уделяя внимание мелочам. Никто не подгонял, не вис над душой, не гнул пальцы, но и мы – резину не тянули. В общем, это была настоящая радость творчества!
Внимание было уделено не только студийным помещениям, но и переговорной и коридору. Коридор был выполнен в стиле «подводная лодка».
Вот вы наверное ждёте рассказа о том, как заработала студия…
Тут, как наверное всё в жизни, слишком хорошо – тоже нехорошо. Студия – не заработала!
У хозяина студии возникли неразрешимые проблемы и он просто исчез в один день. Но всё равно, я благодарен за то, что нам предоставилась возможность реализовать наши самые смелые разработки и отточить умение Аудиостоповцев в решении реальной, по- хорошему трудной и интересной задаче.
Спасибо всем!